Народы Ямала. Манси

Народы Ямала. Манси

Манси – ещё одни представители коренных малочисленных народов Севера (КМНС), преимущественно проживающие в соседнем, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Живут они и на Ямале. Манси – это ближайшие родственники хантов: народы близки как по культуре, так и по языку.



Само название народности переводится одновременно и как «мужчина», и как «человек». В средние века и в период последующего освоения территории Сибири и Урала манси называли вогулами. Одна из версий происхождения этого слова связана с названием местной реки – Вогулки, другая – с отчаянным и кровожадным характером представителей этой народности: перевод слова «вогул» близок к значению слова «дикий». О том, что манси были многочисленны и действительно сильны, говорит и тот факт, что ещё Иван Грозный посылал против них рать.

Первоначально манси жили на Урале, но коми и русские вытеснили их в Зауралье. Следы пребывания вогулов обнаружены в Чаньвенской (Вогульской) пещере недалеко от посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае. Краеведы считают, что пещера была капищем манси, в ней проводились ритуальные обряды. Там обнаружены медвежьи черепа со следами ударов каменных копий и топоров, остатки керамических сосудов, наконечники стрел, изготовленные из железа и кости, а также серебряные и бронзовые украшения и бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человеколося – одного из семи сыновей-шаманов бога Ена, творца вселенной и людей. Кстати, элементы мансийской мифологии находят своё отражение и в современном мире: человеколось стал центральной фигурой созданной пермяком Владимиром Белецким игры «The Mooseman», которая является своеобразным переложением преданий коренных малочисленных народов коми, саамов и манси.

Среди манси распространено православие, однако сохранены и традиционный шаманизм, культ духов-покровителей. Так же, как у хантов, у манси существует комплекс обрядов, связанных с культом медведя – медвежий праздник, который сопровождается игрой на музыкальных инструментах, пением, ритуальными и развлекательными плясками.



Зимой мужчины-манси носят малицы, вывернутые мехом внутрь, а женщины – лёгкие шубы. Обязательный аксессуар – кожаный пояс, украшенный цепочками из костей или металла. Такой пояс носят в том числе в качестве талисмана, который в случае опасности выбрасывают в озеро или лес, чтобы задобрить духов природы. Носили мужчины и кольца, которые часто упоминаются в фольклоре как помощники для достижения целей или поиска верного пути. Ещё одна интересная особенность мужского образа манси – причёска: волосы не стригли, а заплетали в две косы, которые располагались по бокам и скреплялись цепочкой.

Женщина обязательно носила платок: ходить с непокрытой головой значило навлекать на себя несчастья. Одежду украшали бисером, орнаментом, яркими полосками ткани или меха.



Во время проживания на склонах Уральских гор манси жили в низких одноэтажных срубах, живут в деревянных избах они и сегодня. А на севере вогулы стали строить более основательные, тёплые жилища, утеплённые шкурами и ягелем. Во время охоты и рыбной ловли вдали от основного жилища строят временные конусообразные чумы.



Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Большое значение в быту для манси имеет кедр: они собирают орехи, используют корень этого дерева для изготовления предметов быта.





Основной пищей для манси служат рыба и мясо, а также большое количество ягод: черника, чёрная смородина, морошка, черёмуха, клюква, брусника. Ягоды часто едят с рыбьим жиром и зеленью. А ещё манси любят берёзовый сок, который собирают в период сокодвижения и заготавливают впрок.