Благовещение

Благовещение

Начиная с III века, христиане празднуют день, когда архангел Гавриил явился Богородице и рассказал ей, что она родит Иисуса Христа, — Благовещение.

Как и другие великие христианские праздники, Благовещение нашло своё отражение в искусстве. Традиционно встреча ангела и Марии изображается либо у колодца, либо в доме. Мария приходит почерпнуть воды, видит ангела, но не слышит его слов. Затем она возвращается в дом, здесь она и видит, и слышит ангела. На многих изображениях встреча происходит во внутреннем дворике или в саду (символ девственности и образ рая). 

Одна из самых известных картин на тему встречи Богоматери и архангела Гавриила принадлежит кисти крупнейшего итальянского художника эпохи Предвозрождения — Джотто. В начале XIV века он расписывал капеллу, посвящённую Благовещению.

«Благовещение» Леонардо да Винчи — одна из самых известных картин мировой живописи на этот классический библейский сюжет. Она находится в галерее Уффици во Флоренции. В основе картины лежит сюжет, взятый из Евангелия от Луки. Композиция длиной около 2,5 м изображает Марию и архангела Гавриила на террасе около дома. Цветок лилии в руке архангела — символ чистоты Богоматери и одновременно символ города Флоренции.


На некоторых картинах Мария изображается не на троне, не за пряжей, а склонившейся в молитве. В руках она держит раскрытую книгу Писаний, иногда читает Псалтирь, иногда — пророков. Такой её изобразил нидерландский живописец Ян ван Эйк на створках Гентского алтаря в соборе святого Бавона. Алтарь открывался в пасхальные дни, а когда он был закрыт, молящиеся созерцали Благовещение.


Одним из величайших шедевров живописи считается «Благовещение с единорогом» Мартина Шонгауэра. Ангел предстаёт в образе прекрасного юноши, который трубит в охотничий рог и, держа наготове гончих псов, бежит по следам единорога, которого привлекла девственность Марии.

Мастер портрета Владимир Боровиковский уделял в своём творчестве большое место религиозной тематике. «Благовещение» 1804 года — две иконы из Царских врат Казанского собора, 1824 год — Царские врата для Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге. И картина «Благовещение» (1810–20-е годы, Русский музей).


По материалам сайта foma.ru
Главное фото: В. Суриков. Благовещение. 1914. Из собрания Красноярского художественного музея им. В. Сурикова