Гувернёрство в дореволюционной России
В русских дворянских семьях детей воспитывали гувернёры и гувернантки. Вспоминаем историю гувернёрства от петровских времён до Октябрьской революции.
Первые гувернантки появились в России в царской семье ещё во времена Петра I и были иностранками. Воспитывать детей тогда стали на европейский манер. В почёте были практичные и педантичные немецкие учителя.
В XVIII веке главным для гувернёра было не научить воспитанника наукам, а привить безукоризненное знание светских манер и иностранных языков. Поэтому часто домашними учителями становились люди малообразованные, да и прошлое у них бывало сомнительным. Бывало, что ребёнку нанимали учителя, чтобы сделать из него настоящего вельможу, а он оказывался мыловаром или сапожником.
Поэтому в 1755 году Елизавета I издала указ, где прописывалось, что гувернёром мог работать только иностранец, который сдал специальный экзамен в университете Москвы или в Академии наук в Санкт-Петербурге. Были также введены немалые штрафы для хозяев, которые, желая сэкономить, нанимали учителя для своих детей без аттестата.
В середине XVIII века пришла мода на всё французское, и в страну приехали первые мусьё и мадемуазели. Иностранцы обладали тонким вкусом, имели изысканные манеры, искренне любили детей, были веселы, общительны. Француженки, к тому же, славились лёгким характером и красотой. Какой жене могло понравиться, что в доме постоянно будет молодая учительница? Поэтому в гувернантки старались принимать женщин постарше или не очень симпатичных, ещё лучше вдов.
Английские гувернантки стали появляться в семьях в начале XIX века. Невозмутимые и элегантные, они считались воплощением строгости и благопристойности. Своих воспитанниц английская гувернантка приучала вставать рано утром, гулять при любой погоде, заниматься физическими упражнениями, спать и учиться в хорошо проветриваемой и оттого холодной комнате.
А что же наши учителя? В XIX веке дворяне начали нанимать и отечественных педагогов. Выпускницы университетов, институтов благородных девиц, уездных и приходских училищ, освоив основные науки, шли работать домашними учителями.
Чаще всего домашними преподавателями становились женщины. Но было маленькое «но». Пансионерки зачастую привлекали хозяина дома не только своими деловыми качествами, но юностью и красотой.
Мужчинам было проще, тем не менее, и тут старались брать немолодых уже женатых. Иногда нанимали семейную пару. Если гувернёр был молод и красив, тогда уже ревнивый хозяин дома мог запросто выгнать его или просто не принять на работу. Самыми востребованными были пожилые гувернёры с хорошими манерами и обязательно с рекомендательными письмами.
В России было много образованных, но очень бедных девушек. Часто можно было встретить гувернантку, которая была дочкой обедневшего аристократа или просто круглой сиротой. Полученные за работу деньги девушки либо откладывали на жизнь, либо отправляли своим бедным родственникам. Некоторым гувернанткам везло: накопив приданое, они удачно выходили замуж. Но таких историй было немного, зачастую девушка жила в доме до глубокой старости. Работа гувернантки приносила неплохую прибыль, но оплата полностью зависела от того, насколько богата была семья, в которой работала девушка, какое образование имела гувернантка.
В 1853 году вышло постановление о начислении гувернанткам небольших пенсий, в 1870 году возникло Московское общество воспитательниц и учительниц, в котором можно было получить необходимую рекомендацию и материальную помощь. Это был своеобразный приют для тех, кто по болезни или старости уже не был в состоянии исполнять свои обязанности или же не смог найти работу.
Такое положение вещей сохранялось вплоть до революции 1917 года. Возникла новая страна, изменились нравы, поменялись приоритеты. Профессия гувернантки достаточно быстро исчезла и снова стала востребованной лишь в последние десятилетия.
По материалам kulturologia.ru
Главное фото с сайта kakoj-segodnja-prazdnik.com: картина В. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»