История троллейбуса
13 апреля – день рождения троллейбуса. Предлагаем немного истории и интересных фактов об этом экологическом виде общественного транспорта.

Троллейбус – первенец электротранспорта. Он появился в Германии в 1882 году. Хотя сама идея «двинуть вагон электрической силою» принадлежит русскому штабс-капитану Фёдору Пироцкому. Однако на родине изобретению поначалу не уделили должного внимания, и идею реализовал немецкий инженер фон Сименс. Сначала он открыл в Берлине трамвайную линию, а затем разработал первый прообраз троллейбуса – «электромоте».
В России эксперименты с безрельсовым транспортом увенчались успехом в 1902 году, и 13 апреля (26 марта по старому стилю) на предприятии «Фрезе и К» состоялась первая демонстрация троллейбуса. Однако долгое время он оставался на дорогах российских городов на вторых ролях, уступая трамваю.
Фото: wikimedia. Один из первых советских троллейбусов, 1939 г.
Время троллейбуса пришло в Советском Союзе. Осенью 1933 года в Москве появился новый вид общественного транспорта. Поначалу троллейбус был пригородным транспортом, маршрут № 1 соединял Белорусско-Балтийский вокзал и село Всехсвятское. При этом при встрече одному из троллейбусов приходилось опускать токоприёмники с контактных проводов, чтобы пропустить второй. С 1934 года троллейбусы начали ездить по улицам столицы. Был период с конца 30-х до начала 50-х годов, когда эксплуатировались двухэтажные троллейбусы.
Фото: wikimedia. Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 на улице Горького в Москве
В годы войны появилась серия грузовых троллейбусов, которые использовались для снабжения столицы военными грузами, дровами, углём, овощами, мукой, хлебом. Чтобы подвозить грузы в места, где не было троллейбусных электрических линий, транспорт оборудовали вспомогательными двигателями внутреннего сгорания.
До 2020 года лидером по протяжённости троллейбусной сети была Москва: 600 км линий, 85 маршрутов. Однако сегодня столица утратила этот статус. Началась новая эпоха электротранспорта – по троллейбусным маршрутам поехали электробусы. В знак уважения к «рогатому» предшественнику оставили только один московский троллейбусный маршрут – «музейный».
Вот ещё несколько интересных фактов о виновнике сегодняшнего торжества.
Самый длинный троллейбусный маршрут в мире – 86 км между Симферополем и Ялтой. Поначалу троллейбусы на этой линии работали с кондукторами, которые по совместительству выполняли обязанности экскурсоводов. Кстати, в Крыму до сих пор ездят самые старые «рабочие» троллейбусы в мире.
Фото: wikimedia. Подземный троллейбус в Японии
В Японии нет обычных наземных троллейбусов, зато существуют подземно-туннельные троллейбусные линии. Они обслуживают горный туристический маршрут между городами Татэяма и Омати. А в американском городе Бостон, штат Массачусетс, кроме обычного уличного сообщения действует система подземного скоростного троллейбуса – «серебряная линия».
Самые дорогие троллейбусы в мире работают в ОАЭ. В Абу-Даби курсируют троллейбусы стоимостью больше миллиона евро. Они обеспечивают сообщение с университетом и студенческим городком. Вместимость этих троллейбусов – 120 пассажиров, на машинах установлены двойные тонированные стёкла, особо мощные кондиционеры и воздушные завесы возле дверей.
По материалам diletant.media, aif.ru
Главное фото: wikimedia.org. Самый массовый троллейбус ЗиУ-9/682