Из истории карикатуры
Сложно сказать, кто первый нарисовал карикатуру. Уже на древнегреческих амфорах изображались сюжеты и сценки из жизни, высмеивающие различные человеческие пороки.

Слово «карикатура» имеет итальянские корни. Его можно перевести как «преувеличивать» или «нагружать». В карикатуре автор сознательно искажает черты лица и фигуры, манеру поведения персонажей для их высмеивания. Первым известным карикатуристом мог быть Леонардо да Винчи с его гротескными изображениями людей. Сатирические сюжеты и образы встречаются в картинах Брейгеля и Босха.
Слева — набросок Леонардо да Винчи, справа — литографическая карикатура Пьера-Леоне Гецци
В средневековой Европе карикатура пользовалась большой популярностью у простолюдинов. Забавная картинка могла рассказать неграмотному человеку больше, чем любая статья. Неизвестные народные авторы изображали на листках сатирические образы представителей власти и католической церкви. Первым профессиональным карикатуристом считается итальянский художник Пьер-Леоне Гецци (конец XVII — начало XVIII в.).
Ко второй половине XVIII века достигла небывалого расцвета политическая карикатура. Одним из самых известных художников того времени был англичанин Джеймс Гилрей. В своих рисунках он высмеивал европейских правителей, в том числе Наполеона Бонапарта.
Карикатура Оноре Домье для газеты «Le Charivari». Иллюстрация с сайта artandyou.ru
Величайшим карикатуристом XIX века был Оноре Домье. Именно французский мастер сделал карикатуру полноценным жанром искусства. За одну из своих работ Домье даже угодил на полгода в тюрьму.
Отцом американской карикатуры считают Томаса Наста. Это он популяризировал легендарного дядюшку Сэма — высокого седоволосого мужчину с острой бородкой в звёздно-полосатом костюме. Сам президент Авраам Линкольн неоднократно заявлял в своих интервью, что персонаж Наста привлек в его армию больше добровольцев, чем все вербовщики, вместе взятые. Образ дядюшки Сэма широко тиражируется и по сей день, но уже с другими смыслами.
Херлуф Бидструп. Четыре темперамента. Иллюстрация с сайта art-dot.ru
Одним из ярких представителей сатирического направления во второй половине ХХ века был датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп. Его юмор не знал национальных границ. Особой популярности на родине он не снискал, зато имел огромный успех, к примеру, в Советском Союзе.
Окна сатиры РОСТА
Яркая страница в истории отечественной карикатуры — «Окна сатиры РОСТА», или просто «Окна РОСТА» (Российское телеграфное агентство), возникшая после Октябрьской революции в Москве. На стенах домов художники расклеивали огромные сатирические плакаты. «Окна РОСТА» выходили ежедневно, а тиражировались с помощью обычного трафарета небольшими сериями — не более 200 штук. Немало потрудился для «окон» Владимир Маяковский. Он не только рисовал карикатуры, но и придумывал короткие ёмкие стихотворные подписи к ним. В эпоху Сталина заниматься политической карикатурой стало опасно — за смелый рисунок можно было угодить в лагеря.
Слева — карикатура Кукрыниксов, справа — Б. Ефимов «Не троньте моих деток!»
Во время Второй мировой войны карикатуристы стали одними из главных бойцов идеологического фронта. Речь прежде всего о советских художниках Борисе Ефимове (дожил до 107 лет, создал более 70 000 сатирических рисунков) и знаменитых Кукрыниксах. Последние — это коллективное творчество Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. По воспоминаниям современников, работали они так: садились вокруг стола и по очереди передавали друг другу бумагу, каждый дорисовывал новые детали.
После распада СССР исчезли и границы для карикатур. Художники по-прежнему высмеивают политиков, но к этому добавились и реалии «новой» жизни: коррупция, криминал, олигархи, проблемы ЖКХ и т. д. Расширились и технические возможности: цифровая карикатура сделала рисунки куда более натуралистичными и выразительными.
По материалам и иллюстрации с сайтов vokrugsveta.ru, veryimportantlot.com
Главное фото: pixabay