Из истории полярной авиации
В героической истории покорения Севера полярной авиации отводится очень важная роль.
Летом 1897 года шведы попытались достичь Северного полюса на воздушном шаре. Полярный исследователь Соломон Андре с двумя соотечественниками Нильсом Стриндбергом и Кнутом Фрэнкелем вылетели из Шпицбергена с запасом продовольствия и снаряжения.
Шар летел три дня, пока не совершил жёсткую посадку на арктический лёд и больше не смог подняться. Лишь в 1930 году на одном из островов Карского моря были найдены остатки лагеря, дневники и пять катушек плёнки, на которой было зафиксировано это сюрреалистичное и злополучное путешествие на край Земли.
Первым полярным лётчиком стал Ян Нагурский, совершивший в 1914 году несколько полётов в поисках пропавших арктических экспедиций Седова, Брусилова и Русанова. Нагурский совершил пять полётов на гидросамолете, провёл в воздухе свыше 10 часов и пролетел порядка 1100 километров.
В 1924 году в Арктике начались постоянные полёты. Самолётов было очень мало. Настоящих асов тоже не было – ими становились самые первые полярные лётчики.
В 1927 году была проведена первая отечественная воздушная полярная экспедиция. Участникам этого рейса предстояло доставить сквозь полярные льды важные грузы для Якутии, а на обратном пути завезти охотникам продовольствие, медикаменты, забрать пушнину и рыбу.
Большими буквами в историю полярной авиации вписано спасение челюскинцев в 1934 году. Пароход экспедиции Шмидта раздавлен льдами, более 100 человек оказываются на дрейфующей льдине. На их спасение отправляется пять самолётов. Из-за плохой видимости обнаружили лагерь не сразу. Спасательная операция длилась с 5 марта по 13 апреля. На маломестных самолетах умудрялись вывозить до 6 человек, приспособив для пассажиров парашютные ящики. В последнем рейсе со льдины забрали и восемь собак, помогавших челюскинцам все дни дрейфа. 7 полярных лётчиков стали первыми Героями Советского Союза.
В 30-х годах началась подготовка полярных лётчиков. На севере было создано несколько почтово-пассажирских авиалиний. В 1935-м самолёты провели в небе Арктики 8,5 тысяч часов, доставили 200 тонн грузов, перевезли 3 тысячи пассажиров.
Сегодня многие самолёты-ветераны полярной авиации стоят на пьедесталах в больших и малых аэропортах, напоминая о прошлых подвигах арктических авиаторов. Современные воздушные корабли продолжают дело своих предшественников, уже не имея тех сложностей и риска, которые были присущи полётам полярных воздушных первопроходцев.
По материалам rgo.ru, diletant.media
Фото: wikipedia.org