Как помочь ребёнку выбрать профессию и вуз?
Только от 1 до 5 % людей в мире знали с детских лет, чем они будут заниматься, и реализовались в выбранной профессии. Как определиться с выбором? Что может помешать этому? Предлагаем советы от Лаборатории карьеры Алёны Владимирской.
1. Начинайте обсуждать будущую профессию в 14–15 лет.
2. Относитесь к выбору специальности как к тестированию гипотезы
Существуют установки, которые поддерживаются тренерами личностного роста, карьерными коучами:
- надо найти свое призвание и дальше жизнь будет только в радость
- если мы сейчас этот поворот пропустим, унесет на станцию Зима.
- средний уровень доходов;
- потенциал развития индустрии;
- в каких компаниях можно получить работу;
- надо подобрать интересные видео, интервью на Youtube и сайтах компаний, подкасты;
- идеально — найти специалиста и попросить рассказать об особенностях профессии, нюансах работы и обязательно — рутине;
- на сайтах поиска работы может быть информация о подработке и описание профессий;
- отправиться на краткосрочные курсы;
- волонтёрить при возможности;
- сходить на экскурсию на отраслевое предприятие;
- посетить отраслевую выставку.
- тесты профориентации;
- формирование образа успеха — подталкивание к выбору на основании престижности вуза, профессии, необходимости быть лидером, чемпионом;
- когда вы жалуетесь дома на босса, на вашу работу, на то, что вам всё надоело — эту установку искоренить очень сложно;
- ваша личная оценка способностей и склонностей.
- Раскачивать маятник — чем больше ошибок совершает ребёнок в подростковом возрасте, тем проще их избежать в дальнейшем;
- оставить в покое и наблюдать, но не возлагать на него ответственность;
- чем больше насмотренность и опыт в разных сферах, тем проще найти свою роль.
Мы входим в эру мультипотенциалов — люди меняют должности, профессии и области интересов.
Типы личности и профессии, которые им подходят
- Реалистичный тип личности, его часто называют мужским. Это люди, которые любят делать руками: конструировать, чинить, у них развито пространственное мышление, им нравится получать видимый результат своей работы. Чаще они находят себя в IT, конструировании.
Пример: проектировщик роботов, строитель, конструктор, геолог, агроном, пилот, оператор дронов, картограф.
- Исследовательский (интеллектуальный) тип личности. Это люди с развитыми аналитическими способностями, которые любят глубоко погружаться, они обладают усидчивостью и внимательностью, любит искать причинно-следственные связи, изучают вопрос с разных сторон. Они не верят на слово, а всегда проверяют данные в большом количестве источников информации.
Пример: эксперт, разработчик, аналитик данных, системный аналитик, филолог, журналист, рекрутёр.
-
Социальный тип личности. Люди, ориентированные на взаимодействие с социумом. Они эмоциональны и эмпатичны, хорошо себя чувствуют в больших компаниях. Их отличает большое количество друзей, знакомых, приятелей. Это люди, которые любят помогать, которые ориентированы на экологическую защиту.
Пример: врач, педагог, психолог, проект-менеджер, ивент-менеджер.
-
Конвенциальный тип личности. Такие люди любят действовать по алгоритмам, инструкциям, любят порядок, структуру. Они наименее комфортно себя чувствуют в хаосе. Зато умеют работать в знаковой системе: всё что связано с математикой, с языками. Они усидчивы, им важен не итоговый результат, а процесс упорядочивания.
Пример: финансовый специалист, бухгалтер, переводчик, силовик, аудитор, проверяющий, специалист по охране труда.
- Предпринимательский тип личности. Это добытчики. Для них важно добиваться поставленных целей, они умеют найти выход из различных ситуаций, они оптимистичны, часто экстраверты, обладают зачастую поверхностными знаниями, но их много — они могут поддержать любой разговор. Они весьма харизматичны. В подростковом возрасте им свойственны эксперименты, они пытаются самостоятельно заработать деньги, делают микростартапы, часто они лидеры, организаторы — могут добыть ресурсы, но, когда всё начинает работать, они обычно теряют интерес.
Пример: предприниматель, специалист по управлению продажами, продакт-менеджер, скаут.
- Артистичный тип личности. Это люди творческие креативные, связанные с музыкой, рисованием, писательством, сочинительством. Их отличает оригинальность мышления, они не любят следовать инструкциям, их больше интересует процесс, чем результат.
Пример: актёр, режиссёр, дизайнер, сценарист, контент-маркетолог, стилист, бренд-менеджер.
В любом человеке есть 2–3 доминирующих типа. Например, на стыке реалистичного и артистичного типов личности находятся промышленные дизайнеры — люди, которые разрабатывают бытовую технику, автомобили и всякие приборы, а также проектировщики роботов, архитекторы.
На пересечении исследовательского и социального типов личности находятся специалисты в финансовом и стратегическом консалтинге, менторы стартапов и проектов.
На стыке предпринимательского и артистичного типов находятся, например, эксперты по спецпроектам в маркетинге.
Базовые правила выбора вуза
- Выбирайте вуз по возможностям и способностям не только ребёнка, но и вашим. В том числе финансовым (если вы будете во всём себе отказывать — это плохой фон для развития человека).
- Отдавайте предпочтение вузам со множеством факультетов — психологически и логистически легче менять специализацию в рамках одного вуза.
- Приоритет вузам, где преподают много практиков, возможно, есть кафедры работодателей. Тогда очень высока вероятность, что ребёнок получит первую работу ещё в вузе.
- (На данном этапе не самая актуальная опция, однако всё меняется). Выбирайте вузы с международным обменом. Возможность поучиться в вузе другой страны и получить параллельно зарубежное образование очень ценится работодателями.
Справка
Алёну Владимирскую называют главным хантером Рунета. В рекрутинге она около двух десятков лет. Обладатель премии «HR – бренд года», автор курсов о карьере и колонки Forbes. С её именем было связано известное рекрутинговое агентство Pruffi, проект «Антирабство». Сейчас её компания называется «Лаборатория карьеры Алёны Владимирской».
Источник: smartpress.by
Фото: pixabay