Кто придумал последний звонок?
Кажется, что последние звонки в школах проводились всегда. Это не так. Массово их стали отмечать в начале 1970-х годов по указанию Министерства образования СССР.

Впервые этот праздник отметили 25 мая 1948 года в школе № 12 Краснодара. Придумал его педагог-новатор Фёдор Брюховецкий. Это был эксперимент. По задумке Брюховецкого, день последнего звонка должен был красиво завершить многолетнюю учёбу и запомниться выпускникам и тем, кто идёт следом. Первоклассники на уроках труда мастерили поделки, чтобы вручить их выпускникам. Выпускники в этот день сажали деревья на территории школы. И конечно, была общая торжественная линейка с подведением итогов.
Фёдор Брюховецкий придумал не только последний звонок. Прощание с букварём, День знаний — эти праздники тоже родились в стенах 12-й школы. Со временем она стала опытной площадкой Академии педагогических наук.
Началось всё зимой 1943 года, когда Федор Брюховецкий вернулся из сибирской эвакуации в Краснодар. Его назначили директором мужской школы, которую чуть позже объединили с женской и присвоили № 12. В уцелевшем после бомбёжек здании не было ни парт, ни стульев, ни тетрадок, ни чернил. Не было даже дров, чтобы топить помещение. А дети! Они росли в войну, постоянно были голодны, у многих не было отцов. Прежде чем учить, их нужно было накормить. Фёдор Фёдорович выпросил делянку леса и участок заброшенной земли в 4 гектара за 40 км от Краснодара. Сам Брюховецкий вспоминал: «Ребята пилят и рубят дрова, оттаскивают их к полотну дороги и грузят в вагоны. Тепло стало не только в школе, но и в ребячьих душах... За сорок километров от города нам выделили землю, дали семенной материал. Мы ехали туда с детьми и родителями, корчевали тёрн. Кровавые мозоли были... Сделали всё своими руками: расчистили землю, произвели посадку, несколько раз пропололи и собрали хороший урожай. К началу занятий была готова столовая. К кусочку чёрного хлеба дети бесплатно получали тарелку борща или супа. И каким же вкусным он казался. Ещё бы! Ведь всё было добыто своим трудом, собственными руками».
Фёдор Фёдорович считал, что для школьного коллектива нужно совместное созидание. В разные годы он пробовал разное: трудовые десанты, совместный труд учителей, детей и родителей, дежурные классы, привлечение шефствующих организаций, создание кружков при школе. Пред коллективом всегда должна стоять какая-то большая общая задача, решить которую можно только совместными усилиями, считал Брюховецкий. Ученики 12-й школы в разные годы построили школьный стадион и обелиск ученикам и учителям, погибшим в годы войны. Не менее важным, чем совместный труд, Брюховецкий считал совместные идеи общешкольных праздников. Часть так и осталась внутришкольными: День памяти погибших на войне учеников и учителей (8 мая), праздник творчества и труда (вторая суббота мая), школьный пикник (с учителями и родителями).
Праздник последнего звонка уже с 1951 года проводили в тысячах школ по всей стране, а с 1970-х годов он стал обязательным. Правда, праздник упростился — поделки и посадку деревьев заменили торжественные линейки и школьный вальс. Но представить себе школу без последнего звонка просто невозможно.
Автор: историк-генеалог О. Корнева
Фото: газета «Губкинская неделя». Губкинские выпускники 2021 года