Мастер на все времена
15 мая 2021 года исполнилось 130 лет со дня рождения замечательного русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, одного из самых читаемых авторов современности.
Мастер, как часто называют писателя по имени главного героя его романа, создал не только множество произведений, ставших классикой русской литературы, но и стал особенным среди писателей XX века, сотворив миф, в котором переплетены и факты его биографии, и фантасмагорический мир его персонажей. Писательский путь Михаила Булгакова, уложившийся в два десятилетия, был полон ежедневной энергичной борьбы с трудностями. При жизни он был непризнанным автором.
Интерес к его личности непреходящий, произведения волнуют и продолжают волновать современных людей.
В чём особенность произведений писателя? Чем Булгаков отличался от своих собратьев по перу? Обаяние его героев заставляет влюбиться в них и навсегда почувствовать прелесть нераскрытой мысли – именно такой тезис может украсить всё творчество великого писателя. Одна из причин актуальности его наследия состоит в том, что это был человек проницательный, удивительно остро чувствовавший не только то время, в котором жил, но и то, которое наступит. И целеустремлённость, обращённость в будущее делают его произведения на редкость современными. А ведь в начале пятидесятых годов за Булгаковым была стойкая репутация забытого писателя. И вдруг за какие-нибудь 5–7 лет возник «феномен Булгакова».
Известность нарастала, как шквал, из литературной перешла в широкую среду читателей, перехлестнула отечественные границы и могучей волной пошла по другим странам и континентам.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота. Графика – Павел Оринянский.
| Фото из открытых интернет-источников.
Восстановление забытых имён – естественный процесс наследия культуры. Но то, что случилось с Булгаковым, не имело, пожалуй, прямой аналогии в нашей стране. Его книгами до сих пор зачитываются люди разных возрастов. Герои – Бездомный, Воланд, Азазелло, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат – переходят в бытовой фольклор. Возникает разговор о моде на творчество Булгакова.
Известна фраза Воланда из романа «Мастер и Маргарита»: «Рукописи не горят». И они действительно не горят, ибо настоящее искусство вечно. Его не могут стереть ни ход времени, ни ложная критика, ни народное осуждение.
Одна из главных мыслей романа «Мастер и Маргарита» – о справедливости, которая неизбежно торжествует в жизни духа, хотя иной раз и с опозданием, и уже за чертой физической смерти творца. «Чтобы знали... Чтобы знали», – прошептал уже на смертном одре Булгаков, думая о судьбе своих ненапечатанных произведений.
Популярность его книг, очень личных, словно непосредственно разговаривающих с читателем, притягивает внимание к персоне самого автора – его биографии и судьбе.
В раскалённом состоянии ярко светят и уголь, и металл. Но уголь, перегорев, рассыпается серым пеплом, металл же отвердевает, принимая упругую и прочную форму. Так на глазах нашего поколения затвердела и укоренилась слава Михаила Булгакова. Он дорог людям как писатель и интересен как человек, воплотивший в своей судьбе, противившейся его дару, достоинство и мужество художника.
Интерес к его личности непреходящий, произведения волнуют и продолжают волновать современных людей.
В чём особенность произведений писателя? Чем Булгаков отличался от своих собратьев по перу? Обаяние его героев заставляет влюбиться в них и навсегда почувствовать прелесть нераскрытой мысли – именно такой тезис может украсить всё творчество великого писателя. Одна из причин актуальности его наследия состоит в том, что это был человек проницательный, удивительно остро чувствовавший не только то время, в котором жил, но и то, которое наступит. И целеустремлённость, обращённость в будущее делают его произведения на редкость современными. А ведь в начале пятидесятых годов за Булгаковым была стойкая репутация забытого писателя. И вдруг за какие-нибудь 5–7 лет возник «феномен Булгакова».
Известность нарастала, как шквал, из литературной перешла в широкую среду читателей, перехлестнула отечественные границы и могучей волной пошла по другим странам и континентам.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота. Графика – Павел Оринянский.
| Фото из открытых интернет-источников.
Восстановление забытых имён – естественный процесс наследия культуры. Но то, что случилось с Булгаковым, не имело, пожалуй, прямой аналогии в нашей стране. Его книгами до сих пор зачитываются люди разных возрастов. Герои – Бездомный, Воланд, Азазелло, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат – переходят в бытовой фольклор. Возникает разговор о моде на творчество Булгакова.
Известна фраза Воланда из романа «Мастер и Маргарита»: «Рукописи не горят». И они действительно не горят, ибо настоящее искусство вечно. Его не могут стереть ни ход времени, ни ложная критика, ни народное осуждение.
Одна из главных мыслей романа «Мастер и Маргарита» – о справедливости, которая неизбежно торжествует в жизни духа, хотя иной раз и с опозданием, и уже за чертой физической смерти творца. «Чтобы знали... Чтобы знали», – прошептал уже на смертном одре Булгаков, думая о судьбе своих ненапечатанных произведений.
Популярность его книг, очень личных, словно непосредственно разговаривающих с читателем, притягивает внимание к персоне самого автора – его биографии и судьбе.
В раскалённом состоянии ярко светят и уголь, и металл. Но уголь, перегорев, рассыпается серым пеплом, металл же отвердевает, принимая упругую и прочную форму. Так на глазах нашего поколения затвердела и укоренилась слава Михаила Булгакова. Он дорог людям как писатель и интересен как человек, воплотивший в своей судьбе, противившейся его дару, достоинство и мужество художника.
12+