Мы поедем, мы помчимся...
![Мы поедем, мы помчимся... Мы поедем, мы помчимся...](/upload/iblock/c86/6kpxcgu682knx6rmhpgcdfjrfec2mdkn.jpg)
22 марта — Международный день таксиста. Именно в этот день, в 1907 году, на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащённые специальными счётчиками — таксометрами (от фр. «такс» (плата) и греч. «метрон» (измерение). С тех пор индивидуальный городской транспорт начали называть такси, а извозчиков — таксистами.
Первые такси появились ещё в Древнем Риме. Тогда это были колесницы, на ось крепили ящичек, в который каждую милю падал камушек. В конце поездки камни подсчитывали и оплачивали проезд.
Повторное «изобретение» такси произошло только в XVII веке. О первенстве спорят Англия и Франция. В 1683 году на улицы Лондона выехали четырёхколёсные экипажи hackney (разъездная лошадь). В XIX веке их заменили двухколёсные открытые кабриолеты — кэбы. Традиционный цвет лондонского такси — чёрный (отсюда «блэк кэбы»).
Французы же утверждают, что первые такси — двухместные конные экипажи — появились в городе Мо на постоялом дворе возле часовни Святого Фиакра (отсюда и название «фиакр»).
Английский кэб (слева) и французский фиакр, конец XIX века
В 1907 году появились первые автомобили, оборудованные таксометрами, их стали называть «таксомоторами», или просто «такси».
Первые такси в США были электромобилями. Проезжал Electrobat около 40 км на одной зарядке при скорости 20 миль в час. Проект не получил своего продолжения из-за чрезмерных амбиций и последующего банкротства компании Electric Vehicle Co. В 1967 году власти Нью-Йорка решили, что все такси на Манхэттене должны быть окрашены в жёлтый цвет. В других частях города классическое жёлтое такси встречается крайне редко.
Американский Electrobat, начало ХХ века
В Японии первые такси назывались «иен-таку», потому что доставка клиентов стоила всего 1 йену. Сейчас это одно из самых дорогих такси в мире.
В Финляндии таксомоторы, как правило, окрашены в тёмный цвет, а знак, что такси свободно — горящий жёлтый огонек на крыше.
До недавнего времени такси в Англии были только чёрного цвета, но сегодня на улицах можно встретить автомобили самых разных расцветок, чаще всего на бортах такси красуется реклама. Однако в кэбах обязательно присутствует перегородка между водителем и пассажирами.
Французские таксисты в основном ездят на своих автомобилях, поэтому единой окраски такси не существует. Но в последние годы правительство рекомендует таксистам приобретать автомобили чёрного цвета.
Парижское такси и лондонский кэб
Самый большой в мире таксопарк — 60 000 машин — обслуживает пассажиров в Мехико. Примерно 15 % из них — зелёные или сиренево-жёлтые «жуки». В официальном такси на боковом стекле должна быть приклеена лицензия таксиста с его фотографией и отпечатками пальцев.
Основной цвет такси в Германии — слоновая кость. В модельном ряду преобладают дизельные Mercedes E-class.
Такси Германии и Мехико
В Гонконге существует три типа такси: городские (красные); Новые Территории (зелёные) и остров Лантау (голубые).
В Израиле такси исключительно белого цвета.
Такси Гонконга и Израиля
В Объединённых Арабских Эмиратах нижняя часть такси — кремовая, а верхняя окрашена в корпоративные цвета таксопарка. Женщинам запрещено останавливать на улице машину без опознавательных знаков такси, садиться можно только на заднее сидение. Здесь работает «женское» такси: автомобили розового цвета, водители женщины, и ездить в них могут только женщины.
В Испании в различных городах цвет такси различается, но их объединяет единое световое табло и зелёный огонек, который горит, когда такси свободно. В Барселоне окрас чёрно-жёлтый, а в Мадриде — белый.
Такси Мадрида и Барселоны
Чаще всего в качестве такси в Китае используются автомобили китайских моделей. Наиболее типичный цвет такси — красный.
В греческих городах такси окрашены в разный цвет. Например, в Афинах — жёлтые, в Салониках — сине-белые, а в сельской местности чаще всего серебристо-серые.
Афинское такси
В СССР и России до недавнего времени требования к цветовым гаммам такси не применялись.
В 1907 году в Москве появился первый извозчик на автомобиле. В декабре 1924 года Моссовет принял решение о создании парка советского такси. В 1934 году начался выпуск отечественных легковых автомобилей, и парк московских таксомоторов увеличился в 6 раз.
ГАЗ-А — первый массовый советский легковой автомобиль, заменивший в такси все имеющиеся иномарки.
В 1940 году на линии работало 55 таксомоторов ЗиС-101. Маршруты ЗиСа связывали московские вокзалы и аэропорты, тариф на них был выше, поэтому такси собирало пассажиров, едущих в одном направлении.
После войны большую часть такси составляли ГАЗ-М20 «Победа», а в 1948 году на борту кузова появилась знаменитая шахматная полоса и зелёный огонек, сигнализирующей о том, что такси свободно.
ГАЗ-21Т, «Волга», в конце 1960-х имела крышу красного цвета, за что её окрестили «Красная шапочка». «Креветкой» московские таксисты называли ГАЗ-24.
«Волга» ГАЗ-24-04 получила название «сарай», поскольку в салон автомобиля, при умелой погрузке, помещались две диван-кровати «Молодёжная». Последней моделью государственных таксопарков до их закрытия был ГАЗ-3110.
После распада Советского Союза таксопарки прекратили своё существование. Им на смену пришли предприниматели на личных автомобилях.
Сейчас такси — одна из самых высокотехнологичных транспортных отраслей. Развиваются средства связи и передачи информации, модельный ряд автомобилей широк и разнообразен. Беспилотное такси на улицах крупнейших городов — уже не футуристическая фантазия, а вопрос ближайшего будущего.
По материалам taxilife.ru, из открытых источников
Фото из открытого доступа