Народы Ямала. Селькупы
Селькупы – народность Сибири, которая произошла в результате слияния самодийских племён и аборигенов среднего течения реки Оби. В XVII в. они были поделены на две группы: северную, или тазовско-туруханскую, и южную (нарымскую). Название «селькупы» означает «таёжный, лесной человек».
Первое упоминание об этом народе в русских письменных источниках появляется в XVI в., племенное объединение селькупов в них называется пегой ордой.
Проживают селькупы не только на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, но и на севере Западной Сибири, в Тюменской и Томской областях, Красноярском крае и даже на Украине.
Основу рациона селькупов издавна составляет рыба. Её едят в сушёном, варёном виде, её запекают и вялят, из сушёной рыбы готовят муку. Квашеную рыбу едят с ягодами.
Несмотря на то что в XVII–XVIII вв. произошла христианизация всех селькупов, традиционной религией остаётся пантеизм. Все религиозные представления связаны с рекой, по которой шаман на лодке с семью вёслами может спуститься в Нижний мир, и деревом, по ветвям которого он поднимается на Небо.
Селькупские шаманы делятся на две категории: шаманящие в тёмном чуме и в светлом, «камытырыль куп» и «сумпытыль куп».
Селькупские мужчины нередко носили одну или две серьги, главным украшением незамужних девушек считались косы, в которые вплетали цветные ленты, удлиняя их, вешали бусы, бляхи и колокольчики. Замужние косы не украшали.
Ещё до революции у селькупов была популярна одежда русского кроя: различные сарафаны, рубахи, брюки и даже ушанки и тулупы.
До ХХ века у селькупов было широко развито кузнечество. Из металла изготавливали кольчуги, оружие, изделия с изображениями духов.
Селькупы считают птиц своими близкими родственниками. Им нельзя убивать лебедей, так как эти птицы являются духами-помощниками, а также кедровок, орлов и журавлей. По преданиям, птицы, прилетая в родные края весной, приносят на крыльях колесницу бога.