Нужно ли родителям делать уроки с ребёнком?
Родителей школьников волнует вопрос: помогать ли ребёнку с уроками? Психологи приводят все «за» и «против» и предлагают золотую середину.
Если родители учат уроки с ребёнком
Многие заботливые родители считают, что обязаны контролировать домашние задания, ведь неизвестно, что ребёнок напишет сам. Если совместное выполнение уроков становится традицией, то ребёнок может стать успешнее одноклассников. Зато при этом он перекладывает ответственность за «домашку» на маму, папу или бабушку.
Забыл записать задание? Мама узнает в родительском чате или позвонит учительнице. На уроке витал в облаках и ничего не запомнил? Мама дома объяснит материал заново. Получается, что родитель берёт на себя учебную ношу и несет её, становясь вторым учителем, а ребёнок идет рядом налегке, не получая полезной нагрузки. Он не учится ответственности. У такого подхода есть свои плюсы и минусы.
+ Ребенок хорошо знает материал, умеет оформлять работы. У него чистые тетради и хорошие оценки, он на хорошем счету в школе.
+ В семье мир, все живут без взаимного раздражения на тему «Опять двойка» или «А ты уроки сделал?».
– С ребёнка снята ответственность, он может терять интерес и мотивацию к учебе.
– Возможна неуверенность в себе и низкая самооценка, если ребёнок боится браться за уроки без мамы. Он не учится принимать решения и отвечать за свои поступки.
– С каждым классом объём помощи ребёнку будет становиться всё больше, и если родитель вникает в учёбу, ему приходится тратить на это много времени и сил. Совместные занятия в семье сводятся к учёбе.
Если родители не интересуются уроками ребенка
Некоторые родители сознательно не вмешиваются в учёбу детей. Они считают, что школа — это задача ребёнка, она вполне ему по силам. Одни мамы и папы таким образом хотят научить ребёнка самостоятельности. У других попросту нет времени и сил вникать в уроки и школьную ситуацию.
Если маленькие школьники остаются один на один со своими заданиями, они не всегда с этим справляются. Да и старшим детям порой нужна поддержка: не все умеют обходиться учительскими объяснениями, учебником и интернетом. Помощь можно найти у репетиторов или на учебных курсах, но для этого родитель должен быть в курсе дел своего отпрыска.
+ Ребёнок учится самостоятельности, укрепляет волю и самооценку. Он на собственном опыте знает, что ему нравится больше, а что меньше, какие способы решений для него хороши, а какие нет, в какое время и в каком состоянии лучше всего заниматься.
+ У детей и родителей есть другие общие интересы и темы (но это только в случае достаточно успешной учёбы, иначе возможны вечные конфликты на тему «Опять двойка»).
– Если у школьника что-то не ладится, ему непросто нести ответственность за учёбу одному. Ребёнок с сильным характером справится с этим и станет ещё сильнее. А ребёнок со слабой нервной системой может сильно страдать от неуспеха, что накладывает отпечаток на характер, развивается синдром неудачника.
Как учесть особенности ребёнка?
Конечно, внимательные родители смотрят на особенности характера своего школьника. Одному ребёнку нужно больше внимания, другой быстро научится справляться сам.
Но даже если ребёнок демонстрирует чудеса самостоятельности и докладывает о полном порядке в школьных делах, стоит держать руку на пульсе. Заглядывайте в электронный дневник, на родительских собраниях спрашивайте: «Как мой?» Очень часто картина в глазах ребёнка сильно отличается от мнения учителя.
И наоборот, если ваш школьник не уверен в своих знаниях, просит вашей помощи и переживает перед каждой контрольной, поговорите с учителем: возможно, он убедит вас, что ребёнок хорошо справляется, а вы передадите ему эту уверенность. Тогда можно будет понемногу «отдать вожжи» ученику.
Как научить ребёнка делать уроки?
Подготовьте удобную рабочую площадку: у ребёнка должно быть достаточно места и освещения. Он не должен отвлекаться: приглушите звук телевизора в соседней комнате, уведите от ученика младших детей и домашних питомцев.
Найдите удобное время для уроков. Дайте время, чтобы немного отдохнуть после школы. Педагоги считают, что лучшее время — 15–18 часов.
Начните с того, что школьник знает хорошо, а потом переходите к трудному.
Не нависайте над ребёнком, но будьте неподалёку, занимайтесь своими делами. Если понадобится помощь, он позовёт вас.
Не подсказывайте ребёнку решения, запаситесь терпением. Вы можете задавать наводящие вопросы или отсылать к пройденному материалу. Если ребенок не может разобраться с задачей, пусть на следующий день обратится с вопросом к учителю.
Не ругайте ребёнка за ошибки и грязь в тетрадях. Спокойно скажите, что при красивом оформлении ему самому всё будет гораздо понятнее. Не заставляйте переписывать длинные задания — лучше научите красиво исправлять ошибки.
Хвалите за хорошо выполненную домашнюю работу.
Важен психологический настрой: если чувствуете, что устаёте от уроков вместе с ребёнком, сделайте перерыв. Цените вашу связь выше уроков.
И, конечно, со временем снижайте контроль. Но дайте понять ребёнку, что он всегда может обратиться к вам за помощью.
Постепенно ваш ребёнок начнёт получать настоящее удовольствие от собственного контроля над учёбой. Он может никогда не полюбить физику или МХК, зато будет точно знать, как ему лучше учить эти уроки.
По материалам u-mama.ru
Фото: pexels