Почему стоит больше читать?
Как доказали учёные, книголюбы живут дольше и чувствуют себя лучше.
Во-первых, чтение позволяет человеку избавиться от стресса, косвенно защищая его примерно от 60 % болезней. В частности, стресс на 50 % повышает риск инсульта и на 40 % — риск болезней сердца. Специалисты пришли к выводу, что чтение книг снижает уровень стресса на 68 %. Даже прогулки на свежем воздухе и спокойная музыка оказались в этом отношении менее эффективными.
Во-вторых, книги заставляют мозг долгие годы работать в полную силу, защищая тем самым от старческой деменции.
В-третьих, как отмечается в различных исследованиях, чтение книг на ночь способствуют более органичному переходу от бодрствования ко сну и улучшает его качество.
Четвёртое преимущество оказалось самым неожиданным — чтение оттачивает социальные навыки. Как демонстрируют некоторые научные работы, любители почитать лучше понимают других людей — что те могут мыслить по-другому, верить в другое и мечтать о другом.
Наконец, чтение делает человека умнее.
Чтение как физиологический процесс
Чтение — это сложный когнитивный процесс, в котором задействованы зрительное распознавание, языковая обработка слов и интерпретация полученной информации. Принято считать, что оно включает в себя три этапа. Сначала происходит декодирование слова, в процессе которого буквы перерабатываются в звуки и из написанного извлекается значение слова. Существует гипотеза, что взрослые носители языка пропускают процесс звуковой кодировки и сразу сопоставляют буквенный состав со значением. На втором этапе полученная информация встраивается в смысл фразы, предложения или абзаца. И наконец, прочитанное связывается с имеющимися знаниями.
Движения глаз при чтении
Может показаться, что глаз плавно перемещается по строке слева направо или справа налево, в зависимости от типа письменности. Однако это не совсем так. Во время чтения глаза передвигаются небольшими скачками: останавливаются на определённом участке слова, затем перемещаются, снова останавливаются и т. д. Во время остановок и происходит прочитывание. Такие остановки называются фиксациями и в среднем составляют 250 миллисекунд.
Однако человеческий глаз способен успешно считывать только информацию, которая находится в пределах двух угловых градусов зрительного поля. Чуть хуже воспринимается информация в пяти градусах по обе стороны от точки фиксации, а всё, что дальше, не воспринимается вообще. Это означает, что мы можем извлечь информацию из трёх-четырёх букв слева от фиксации и 14–15 знаков справа. Затем глазу необходимо переместиться с одной точки фиксации в другую. Это происходит при помощи скачкообразных движений — саккад. Во этот момент глаз теряет способность воспринимать информацию. Саккады могут быть регрессивными, когда глаз возвращается к уже прочитанному из-за трудностей при первом чтении.
Эффект, когда на своих местах стоят только первая и последняя буквы слова
Для нас не важен порядок букв, но важен их набор и общая форма слова, которая определяется первой и последней буквами и длиной слова. Кроме того, высока вероятность, что следующее слово в предложении вы уже успели прочитать боковым зрением и начали его лексическую обработку. Если первые буквы в слове останутся на месте, наш мозг способен заранее соотнести его со словом в ментальном лексиконе по набору оставшихся букв.
Почему некоторые читают быстрее
Это зависит от словарного запаса, читательского опыта, уровня владения языком и т. д., а также от характеристик самого текста. При чтении материала, содержащего большое количество длинных сложных слов, будет сделано больше регрессивных саккад, фиксации будут более продолжительными и многочисленными.
Что касается скорочтения, исследования показали, что испытуемые не могли ответить на вопросы, касающиеся тех деталей текста, на которых не было фиксации глаза при чтении. Так же, как и обычные читатели, которым была дана инструкция просто просмотреть текст «по диагонали».
Чтение и прослушивание аудиокниг
Прослушивание аудиокниги и чтение книги — очень разные процессы. Самая очевидная разница заключается в том, что при прослушивании текста нет зрительного компонента, а значит, отсутствует этап декодирования слов. Кроме того, при прослушивании текста на восприятие информации влияют интонация, ударения, паузы, особенности произношения чтеца и скорость прочтения им текста. Все эти факторы могут играть роль в понимании прочитанного и общей интеграции информации, но ни в коей мере не умаляют плюсов и того и другого метода получения информации.
По материалам сайтов mk.ru, journal.bookmate.com
Фото: pexels.com