Принять своего ребенка…
В практике любого педагога–психолога много разных примеров преодоления трудных жизненных ситуаций, в которых решаются человеческие судьбы. Об одном таком непростом и поучительном случае из практики работы педагога – психолога губкинского Центра социального обслуживания населения «Елена» Елены Руссу этот рассказ.
К психологу её привела мама. Они вдвоём прошли в кабинет. Мама – несмело, девочка – довольно уверенно, нисколько не смущаясь незнакомой обстановки, глядя вокруг серьёзными глазами. Мама – красивая, стройная, со светлыми волосами и тонкими чертами лица, словно вступала в противоречие со своей дочерью плотного и крепкого телосложения. Татьяна, так звали маму, виновато-извиняюще смотрела на психолога большими голубыми глазами и бросала отрывисто фразы:
– Она меня не слушается. Я её не понимаю. Не мой ребёнок. Я другая была. Она всё делает специально, назло мне. Врёт, изворачивается…Вся в отца!
Девочка на протяжении всего монолога мамы молчала и смотрела в сторону.
Было решено побеседовать с каждой по отдельности. Психолог задавала вопросы маме, и постепенно вырисовывалась следующая картина: когда Полине (так звали девочку) было 1,5 года, родители развелись, девочка до 5 лет воспитывалась бабушкой и дедушкой, мама в это время училась и работала в другом городе. Затем были частые переезды в разные города. Уже вместе с мамой. Потом мама вышла замуж во второй раз, родился младший брат.
На вопрос психолога: «Полина общается с родным отцом?» мама с неприязнью в голосе ответила:
– Да что с ним общаться?! Ничего хорошего в нём нет. Так, иногда по телефону разговаривают.
По мнению мамы, бывший муж положительным поведением в школе не отличался: убегал с уроков, состоял на учёте (тогда ещё в милиции).
Внешне мама производила впечатление неуверенного и боязливого человека.Из всей её речи сквозило какой-то холодностью и чувствовалось отторжение дочери.Складывалось впечатление, что девочку мама недолюбливает и побаивается. Да-да, побаивается!
Оставшись наедине с психологом, Полина с опаской спросила:
– А меня, правда, отправят в детдом?
Психолог в некотором замешательстве произнесла:
– Нет, конечно!
Беседуя с девочкой, становилось понятным неуверенное поведение мамы. Полина оказалась серьёзной не по годам, сильной и уверенной в себе, чувствовалась в ней определённая сила и стержень характера. Была она девочкой рассудительной по-взрослому, основательной во всём: и в отношении к жизни, к родителям, к дружбе и к своим друзьям. Человечком 9-ти лет, который вполне может постоять за себя (улица научила). Ребёнком, не вписывающимся в шаблоны мамы: дружить с хорошими девочками, приносить из школы только пятёрки, с охотой и желанием нянчиться с младшим братом и всегда и во всём помогать маме. А маме не нравилось буквально всё: медлительность, забывчивость дочери, её затянувшиеся прогулки после школы и предпочтение свободы улицы родному дому: «Целыми днями пропадает неизвестно где!»
В том, что мама в девочке видит черты её отца (бывшего мужа), не вызывало сомнения. Будучи молодой и довольно неопытной в отношениях с мужским полом, вышла замуж за мужчину с асоциальным прошлым и настоящим. Сожаление по этому поводу сквозило в каждой интонации и фразе. А дочь своим присутствием и непокорным, свободолюбивым характером вызывала неприятные воспоминания о бывшем муже.
Была продолжительная работа с мамой. Психолог пыталась помочь ей увидеть в своей девочке то хорошее, что в ней есть, понять и по-настоящему принять, что никто другой её дочь не будет любить так, как она. Мама часто уходила в слезах. А однажды призналась:
– Я так много времени потеряла, видя в Полине её отца! А она ведь другая...У меня как будто глаза открылись!
Как часто родители хотят и желают видеть идеального ребёнка, устраивающего их по всем параметрам: успешный ученик, послушный, воспитанный ребёнок. И забывают о том, что даже совсем маленький ребёнок – это уже личность, индивидуальность со своими особенностями, характером, темпераментом. И лепить из него то, что угодно родителю, совсем не полезная вещь и для ребёнка, и для родителя.
Эта история завершилась благополучно. Имена её героев вымышленные. Все совпадения случайны.
– Она меня не слушается. Я её не понимаю. Не мой ребёнок. Я другая была. Она всё делает специально, назло мне. Врёт, изворачивается…Вся в отца!
Девочка на протяжении всего монолога мамы молчала и смотрела в сторону.
Было решено побеседовать с каждой по отдельности. Психолог задавала вопросы маме, и постепенно вырисовывалась следующая картина: когда Полине (так звали девочку) было 1,5 года, родители развелись, девочка до 5 лет воспитывалась бабушкой и дедушкой, мама в это время училась и работала в другом городе. Затем были частые переезды в разные города. Уже вместе с мамой. Потом мама вышла замуж во второй раз, родился младший брат.
На вопрос психолога: «Полина общается с родным отцом?» мама с неприязнью в голосе ответила:
– Да что с ним общаться?! Ничего хорошего в нём нет. Так, иногда по телефону разговаривают.
По мнению мамы, бывший муж положительным поведением в школе не отличался: убегал с уроков, состоял на учёте (тогда ещё в милиции).
Внешне мама производила впечатление неуверенного и боязливого человека.Из всей её речи сквозило какой-то холодностью и чувствовалось отторжение дочери.Складывалось впечатление, что девочку мама недолюбливает и побаивается. Да-да, побаивается!
Оставшись наедине с психологом, Полина с опаской спросила:
– А меня, правда, отправят в детдом?
Психолог в некотором замешательстве произнесла:
– Нет, конечно!
Беседуя с девочкой, становилось понятным неуверенное поведение мамы. Полина оказалась серьёзной не по годам, сильной и уверенной в себе, чувствовалась в ней определённая сила и стержень характера. Была она девочкой рассудительной по-взрослому, основательной во всём: и в отношении к жизни, к родителям, к дружбе и к своим друзьям. Человечком 9-ти лет, который вполне может постоять за себя (улица научила). Ребёнком, не вписывающимся в шаблоны мамы: дружить с хорошими девочками, приносить из школы только пятёрки, с охотой и желанием нянчиться с младшим братом и всегда и во всём помогать маме. А маме не нравилось буквально всё: медлительность, забывчивость дочери, её затянувшиеся прогулки после школы и предпочтение свободы улицы родному дому: «Целыми днями пропадает неизвестно где!»
В том, что мама в девочке видит черты её отца (бывшего мужа), не вызывало сомнения. Будучи молодой и довольно неопытной в отношениях с мужским полом, вышла замуж за мужчину с асоциальным прошлым и настоящим. Сожаление по этому поводу сквозило в каждой интонации и фразе. А дочь своим присутствием и непокорным, свободолюбивым характером вызывала неприятные воспоминания о бывшем муже.
Была продолжительная работа с мамой. Психолог пыталась помочь ей увидеть в своей девочке то хорошее, что в ней есть, понять и по-настоящему принять, что никто другой её дочь не будет любить так, как она. Мама часто уходила в слезах. А однажды призналась:
– Я так много времени потеряла, видя в Полине её отца! А она ведь другая...У меня как будто глаза открылись!
Как часто родители хотят и желают видеть идеального ребёнка, устраивающего их по всем параметрам: успешный ученик, послушный, воспитанный ребёнок. И забывают о том, что даже совсем маленький ребёнок – это уже личность, индивидуальность со своими особенностями, характером, темпераментом. И лепить из него то, что угодно родителю, совсем не полезная вещь и для ребёнка, и для родителя.
Эта история завершилась благополучно. Имена её героев вымышленные. Все совпадения случайны.
12+