Русский безмоторный транспорт
До изобретения автомобилей путешествия в России чаще всего совершали на конных экипажах. Давайте заглянем в энциклопедию русского безмоторного транспорта.
Бричка
Д. Финагенов. Встреча
Слово «бричка» — польского происхождения, означает лёгкую двух- или четырёхколесную дорожную повозку, иногда без рессор. Кузов у брички мог быть открытым или закрытым, и в нём могли сидеть как двое, так и четверо пассажиров. В бричку запрягали одну или пару лошадей. Кучер сидел на козлах или рядом с пассажиром. Экипаж использовали как для недалёких поездок, так и для длительных путешествий. Этот вид гужевого транспорта был широко распространён в Европе в XVII веке. В России же такие конные повозки начали активно использоваться только с XVIII века.
Возок
С. Иванов. Холопы боярские
Зимний вид транспорта — крытая повозка на полозьях. В возке тепло, комфортно, можно ехать лёжа. Окна делали небольшие, часто узкие, из-за чего в возке было темнее, чем в карете. По окнам возок обычно обивали медвежьим мехом, чтобы не дуло, а изнутри отделывали красным сукном или бархатом. Возки вышли из употребления в середине XIX века.
Дровни
А. Штылькин. На дровнях
Кому из нас не знакомы пушкинские строки: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» или детская песенка про ёлочку, в которой «везёт лошадка дровеньки». Дровни — это крестьянские сани без кузова с плоским настилом для перевозки грузов. В таких санях могло поместиться до трёх человек, на них ездили на ярмарки. Для русской зимы дровни были просто незаменимы.
Дрожки
Почтовая карточка. «Краса» на бегу в дрожках
Так называли лёгкий одноместный или двухместный экипаж на рессорах, который мог развивать большую скорость и, естественно, дрожать. Первоначально это была совсем примитивная повозка: на доску, положенную сверху длинных брусьев, приходилось садиться верхом или боком. Позднее дрожки усовершенствовались, обрели рессоры и кузов. Для езды на длинные расстояния эти повозки не использовались. Городские извозчичьи дрожки назывались пролётками. Такой экипаж можно было видеть ещё в 1940-х годах.
Карета
В. Кирьянова. Вена. Прогулка в экипаже
Слово пришло в Россию вместе с немецкими каретами и обозначало закрытый экипаж на четырёх колесах и рессорах. Карета считалась самым престижным видом транспорта. Позволить себе иметь её могли только состоятельные люди. Самые известные строчки, связанные с этим экипажем, завершают последний монолог Чацкого — героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «Карету мне, карету!».
Коляска
Н. Сверчков. Царь Александр III в открытом ландо
Четырёхколесный рессорный экипаж с поднимающимся верхом. Коляски обычно запрягались парой или тройкой лошадей, однако очень богатые люди ездили в коляске шестериком. Разновидностями щегольских городских колясок с открывающимся верхом были фаэтон и ландо. Комфортабельные ландо всегда считались дамскими экипажами. Пассажирские сиденья в них расположены в два ряда лицом друг к другу. Конструкция ландо не позволяла пассажирам управлять лошадью, поэтому требовался кучер.
Телега
А. Корепанов. Дорога до дома
Телега — непременный атрибут деревенского быта прошлых лет. И даже сегодня в деревнях ещё можно встретить это транспортное средство. Телеги делятся на 2 категории: бортовые и платформенные. Платформенные телеги широко использовались для перевозки крупногабаритных грузов. Бортовые более удобны для перевозки сена и сыпучих материалов. Дополнительным удобством являлись откидные борта и задняя стенка.
Тройка
Р. Ф. Френц. В пролётке у Кремля
Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния. Хотя это не вид повозки, а способ упряжки: три лошади, центральная (коренник) смотрит прямо, а боковые (пристяжные) изгибают головы в сторону. Коренник должен идти быстрой рысью, а пристяжные — скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45–50 км/ч. Зимой тройкой запрягали сани, летом — колёсный транспорт. Именно тройка стала одним из национальных русских символов, встречающихся и в «Мёртвых душах» Гоголя, и в известных стихотворениях Пушкина («Зимняя дорога») и Некрасова («Тройка»).
По материалам из открытых источников
Картинки из открытого доступа.
Главное фото: Н. Сверчков. Александр II с сыновьями на прогулке