Самые малочисленные народности России
Последняя перепись населения 2010 года зафиксировала 194 национальности, проживающие в России. Какие из них – самые малочисленные?

По переписи 2010 года, коренных жителей Ямала – ненцев – насчитывалось 44 640 человек (суммарные данные по ЯНАО, Ненецкому автономному округу, районам Архангельской области, Красноярскому краю, ХМАО, Республике Коми). А вот какие народности попали в список самых малочисленных.
Кереки, Чукотский автономный округ
2010 г. – 4 человека, 2002 г. – 8 человек
В ХVIII в. были настолько многочисленны, что воевали с чукчами за право обладания пастбищами.
Занятия: охота на китов, оленей, баранов, пушной промысел.
Не имеют письменности. На родном языке общаются только в семье. Вне её – на чукотском и русском.
Шаманисты.
Водь, Ленинградская область
2010 г. – 64 человека, 2002 г. – 73 человека
Древнейшее население, занимавшее нынешнюю западную часть Ленинградской области. Женщины отличаются красотой и весёлым характером. В ХVIII в. жили в достатке.
Занятие: земледелие.
Не имеют письменности. Язык на грани вымирания.
Сету (сето), Печорский район Псковской области
2010 г. – 214 человек, 2002 г. – 250 человек
Занятия: земледелие, скотоводство, до сих пор вручную обрабатывают шерсть, прядут прялкой, плетут кружева.
Письменность на основе латиницы. Язык: выруский диалект эстонского.
Православные христиане.
Энцы, Красноярский край
2010 г. – 227 человек, 2002 г. – 237 человек
В ХIХ в. практически исчезли, поглощённые соседним племенем – ненцами. Название народности происходит от «эннэчэ» (человек) – термина, предложенного этнографом Г. Н. Прокофьевым в 30-е годы ХХ века. Себя энцы называют эньчо, могади или пэбай. В быту обращаются друг к другу не по имени, а по прозвищу, причём у одного человека их может быть несколько.
Занятия: домашнее оленеводство, сбор ягод, шишек.
Православные, но сохранилось и язычество – почитание земли, солнца, огня и воды.
Ижорцы, Ленинградская область
2010 г. – 266 человек, 2002 г. – 327 человек
В конце ХIХ в. ижорцев было больше 20 тыс. человек. Жили на Ижорской земле, расположенной по берегам Невы и юго-западному Приладожью. Сейчас живут не только в России, но и на Украине, и даже в Эстонии.
Занятия: земледелие, извоз, сельхозработы.
Православные, сохранили много фольклорных песен.
Тазы, Приморский край
2010 г. – 274 человека, 2002 г. – 300 человек.
Появлением обязаны китайцам, которые в середине XIX века приезжали за женьшенем и женились на местных девушках. Детей от таких браков называли «да-цзы» (туземцы). Позднее слово трансформировалось в «тазы».
Занятия: охота, рыболовство, сбор корня женьшеня, причём занимались им только мужчины.
Своего языка не сохранили. Говорили на нанайском и удэгейском языках, потом перешли на китайский и, в конце концов, на русский.
Сохраняют языческие обычаи, традиционно готовят китайские блюда.
Ороки (ульта), остров Сахалин
2010 г. – 295 человек, 2002 г. – 346 человек
Занятия: оленеводство, практиковали доение самок оленя.
По своему языку близки к нанайцам, ульчам, орочам и удэгэйцам. Но сегодня большинство говорит на русском.
Приняли православие в 1880 г., но сохраняют веру в шаманизм – духов природы и защитные амулеты – сивэ.
Чулымцы, Томская область
2013 г. – 355 человек, 2002 г. – 656 человек
Самый малочисленный тюркский народ, живёт в двух сёлах – Пасечное и Чиндат Красноярского края. В советский период их относили к хакасам.
Занятия: рыболовство, заготовление кедровых орехов.
Традиционное наречие практически утрачено, говорят на русском языке.
Алеуты, Камчатский край (Командорские острова)
2013 г. – 482 человека, 2002 г. – 540 человек
В России впервые были описаны в 1825 г. как несколько семей, приплывших на Командорские острова. Большая же часть алеутов проживает на американской Аляске – более 10 тысяч человек.
Занятия: охота на морского зверя на лодках-каяках, рыболовство.
На традиционном наречии – медновско-алеутском – могут общаться лишь несколько человек.
На основании информации Росстата, РАН, «Атласа народов». Данные – итоги переписи 2010 г.
Справка. Перепись населения проходит в России раз в десять лет и была запланирована на период с 1 по 31 октября 2020 года. Однако из-за распространения COVID-19 её продлили. 1 октября перепись стартовала в труднодоступных территориях. Ямал оказался в числе первых пяти регионов. Основной этап запланирован на апрель 2021 года, а завершение – на 30 июня. Предварительные итоги подведут в октябре 2021 года, а окончательные результаты будут известны к концу 2022 года.
По материалам сайтов aif.ru, basetop.ru
Фото из открытых источников
2010 г. – 4 человека, 2002 г. – 8 человек
В ХVIII в. были настолько многочисленны, что воевали с чукчами за право обладания пастбищами.
Занятия: охота на китов, оленей, баранов, пушной промысел.
Не имеют письменности. На родном языке общаются только в семье. Вне её – на чукотском и русском.
Шаманисты.
Водь, Ленинградская область
2010 г. – 64 человека, 2002 г. – 73 человека
Древнейшее население, занимавшее нынешнюю западную часть Ленинградской области. Женщины отличаются красотой и весёлым характером. В ХVIII в. жили в достатке.
Занятие: земледелие.
Не имеют письменности. Язык на грани вымирания.
Сету (сето), Печорский район Псковской области
2010 г. – 214 человек, 2002 г. – 250 человек
Занятия: земледелие, скотоводство, до сих пор вручную обрабатывают шерсть, прядут прялкой, плетут кружева.
Письменность на основе латиницы. Язык: выруский диалект эстонского.
Православные христиане.
Энцы, Красноярский край
2010 г. – 227 человек, 2002 г. – 237 человек
В ХIХ в. практически исчезли, поглощённые соседним племенем – ненцами. Название народности происходит от «эннэчэ» (человек) – термина, предложенного этнографом Г. Н. Прокофьевым в 30-е годы ХХ века. Себя энцы называют эньчо, могади или пэбай. В быту обращаются друг к другу не по имени, а по прозвищу, причём у одного человека их может быть несколько.
Занятия: домашнее оленеводство, сбор ягод, шишек.
Православные, но сохранилось и язычество – почитание земли, солнца, огня и воды.
Ижорцы, Ленинградская область
2010 г. – 266 человек, 2002 г. – 327 человек
В конце ХIХ в. ижорцев было больше 20 тыс. человек. Жили на Ижорской земле, расположенной по берегам Невы и юго-западному Приладожью. Сейчас живут не только в России, но и на Украине, и даже в Эстонии.
Занятия: земледелие, извоз, сельхозработы.
Православные, сохранили много фольклорных песен.
Тазы, Приморский край
2010 г. – 274 человека, 2002 г. – 300 человек.
Появлением обязаны китайцам, которые в середине XIX века приезжали за женьшенем и женились на местных девушках. Детей от таких браков называли «да-цзы» (туземцы). Позднее слово трансформировалось в «тазы».
Занятия: охота, рыболовство, сбор корня женьшеня, причём занимались им только мужчины.
Своего языка не сохранили. Говорили на нанайском и удэгейском языках, потом перешли на китайский и, в конце концов, на русский.
Сохраняют языческие обычаи, традиционно готовят китайские блюда.
Ороки (ульта), остров Сахалин
2010 г. – 295 человек, 2002 г. – 346 человек
Занятия: оленеводство, практиковали доение самок оленя.
По своему языку близки к нанайцам, ульчам, орочам и удэгэйцам. Но сегодня большинство говорит на русском.
Приняли православие в 1880 г., но сохраняют веру в шаманизм – духов природы и защитные амулеты – сивэ.
Чулымцы, Томская область
2013 г. – 355 человек, 2002 г. – 656 человек
Самый малочисленный тюркский народ, живёт в двух сёлах – Пасечное и Чиндат Красноярского края. В советский период их относили к хакасам.
Занятия: рыболовство, заготовление кедровых орехов.
Традиционное наречие практически утрачено, говорят на русском языке.
Алеуты, Камчатский край (Командорские острова)
2013 г. – 482 человека, 2002 г. – 540 человек
В России впервые были описаны в 1825 г. как несколько семей, приплывших на Командорские острова. Большая же часть алеутов проживает на американской Аляске – более 10 тысяч человек.
Занятия: охота на морского зверя на лодках-каяках, рыболовство.
На традиционном наречии – медновско-алеутском – могут общаться лишь несколько человек.
На основании информации Росстата, РАН, «Атласа народов». Данные – итоги переписи 2010 г.
Справка. Перепись населения проходит в России раз в десять лет и была запланирована на период с 1 по 31 октября 2020 года. Однако из-за распространения COVID-19 её продлили. 1 октября перепись стартовала в труднодоступных территориях. Ямал оказался в числе первых пяти регионов. Основной этап запланирован на апрель 2021 года, а завершение – на 30 июня. Предварительные итоги подведут в октябре 2021 года, а окончательные результаты будут известны к концу 2022 года.
По материалам сайтов aif.ru, basetop.ru
Фото из открытых источников
12+