Сетевой этикет: чего не стоит делать согласно нетикету?
Сетевой этикет — это условный свод правил общения в мессенджерах. Его ещё называют «нетикет» (от англ. net — сеть). Специалисты подсказывают, как вести деловую переписку.
Чего не стоит делать?
- Требовать моментального ответа на все запросы.
- Заваливать других потоком сообщений.
- Отправлять любые рабочие сообщения раньше 9 утра и после 6–7 вечера в будни, если это не обусловлено общим рабочим графиком.
Есть способ обозначить приемлемые для вас границы — в профиле указать рабочее время. Например, наш интернет-магазин работает с 9 утра до 9 вечера. Это означает не то, что у вас могут заказать товар только в этот время, а то, что вы гарантируете ответ в этот промежуток времени.
Нетикет групповых чатов
- Нельзя добавлять людей в чат без их согласия. Если вы создаете чат, чтобы вам было удобно за один раз отправить пару файлов на 50 человек — это говорит о вашей невоспитанности. То, что комфортно в данном случае для вас, неудобно для других.
- Чат должен быть мотивированным. У каждого чата есть цель. И вопросы должны обсуждаться только по конкретной теме.
- После того, как вопрос решился, чат надо удалять.
- Если у вас возник личный разговор с человеком из чата, следует перейти в личные сообщения, а не обсуждать тему на глазах всего чата.
- Отвечать на приветствие в большом групповом чате лучше не сообщением, а реакцией (лайком и т. д.). Представьте, вы поздоровались в чате, где состоят 50 человек и получили 50 «добрых утр» в ответ.
- Если это не нравится большинству, хотя очень удобно вам, — это моветон.
- Если вы оказались в ситуации, когда не можете писать, а сообщение срочно надо отправить:
- Вначале извинитесь: «Друзья, прошу простить, что голосом, нет возможности написать».
- Звуковое сообщение, в котором содержатся цифры, адреса, имена, желательно продублировать текстом.
Звуковые сообщения приемлемы, когда речь идёт об обмене мнениями. Например, 5-минутные рассуждения нет смысла излагать тестом. Вы прослушиваете звук в удобное время.
Каким должен быть размер сообщения?
- Мессенджер учит выражаться лаконично, чётко, с минимумом лишних слов, рассуждений. Это укладывается в 3–4 строчки на компьютере или 10 на смартфоне — размер, который нам комфортно читать, пока текст не сворачивается в «ещё».
- Каждая мысль — это отдельное сообщение. Таким образом мы упрощаем возможность отреагировать на него. Абзац в мессенджере фактически заменён на Enter.
Когда имеет смысл отправить «простыню»?
- Когда человеку может потребоваться это сообщение целиком скопировать. Например, вы отправляете адрес и пояснения, как добраться до места.
- Когда речь идёт о цитате или вырезке из текста.
Можно ли использовать в деловой переписке эмодзи, гифки, реакции, стикеры?
Эмодзи часто необходимы в деловом общении, так как мы лишены возможности считывать эмоции в коротком сообщении. Мы не всегда способны адекватно оценить сообщение, которое внезапно прилетает. Оно может показаться грубым или странным. А маркёр эмоций в этом поможет — улыбка-скобка способна снять многие вопросы.
Относительно стикерпаков, гифок и т. д. — всё зависит от официальности канала. Если это серьёзный разговор, где надо держать лицо, проявлять авторитет, демонстрировать свою статусность, гифки и стикерпаки будут неуместны. Но если вы хотите расслабить атмосферу, показать, что в группе всё очень просто и легко, гифки и стикерпаки могут этому способствовать.
КАПСЛОК, несколько восклицательных и вопросительных знаков
Капслок — это крик. Восклицательные и вопросительные знаки — это тоже крик. Всё это в деловой переписке лучше не использовать.
Что делать, если возникло сетевое недопонимание?
Любой гаджет всегда ухудшает качество коммуникаций. Если у вас возникает определённое недопонимание с одной стороной, смените канал связи. Начинаете кричать друг на друга по телефону — перейдите в мессенджер. В мессенджере накал — возможно, вам надо лично встретиться. Смена канала связи как бы перезагружает отношения.
Источник: smartpress.by
Фото: pexels