Смольный: как жили и чему учились благородные девицы
Смольный институт благородных девиц был задуман Екатериной II как учебное заведение для воспитания людей нового типа. Для этого девочек забирали из семей в возрасте шести лет, а родители давали расписку, что ни при каких условиях не потребуют дочерей назад. Следующие 12 лет воспитанницы проводили в стенах института.
Учились в Смольном институте, согласно уставу, дочери потомственных дворян и высших чиновников. Были те, кто учился за казённый счет, были и такие, за кого платили благотворители. Однако богатые родители предпочитали учить дочерей дома или в частных пансионах, поэтому со временем Смольный стал считаться учреждением для девиц благородных, но бедных.
Жилось воспитанницам вовсе не так сладко, как можно себе представить. Каждая минута была подчинена строгому регламенту. Подъём в шесть утра, по звонку, потом умывание ледяной водой. В семь — утренняя молитва, столовая и скудный завтрак. «Куда бы мы ни двигались, мы выступали как солдаты — бесшумной стройной колонной. В столовую туда и назад строились восемь раз, по часу тратили, отправляясь на прогулки и в церковь», — писала в мемуарах смолянка Елизавета Водовозова.
Воспитанницы Смольного были разделены на классы по возрасту: от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет и от 15 до 18 лет. Для каждого возраста существовала своя форма и причёска. Самые младшие носили платья кофейного цвета и кудри, те, кто постарше — синюю одежду. С 12 лет носили форму серого цвета и заплетали волосы в косы. Старший класс назывался «белым» из-за белоснежной формы воспитанниц. На голове носили модные в то время высокие черепаховые гребни.
С 6 до 9 лет девочки изучали Закон Божий, русский и иностранные языки, арифметику, рукоделие, музыку, рисунок и танцы. Позже добавлялись гуманитарные науки и домашнее хозяйство. В старших классах ученицы начинали изучать физику, архитектуру и уделяли больше времени домоводству. Выходных и каникул не было.
Вот как выглядело дневное меню.
Спали девочки в спартанских условиях. Температура в спальнях Смольного была не более 16 градусов. Холод постоянно донимал воспитанниц. «Две простыни и лёгкое одеяло с вытертым от старости ворсом мало защищали от холода спальни, в которой зимой под утро было не более восьми градусов», — вспоминала Елизавета Водовозова.– утренний чай с булкой;
– завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон;
– обед: жидкий суп без мяса, на второе — мясо из этого супа, на третье — маленький пирожок;
– вечерний чай с булкой
Гуляли девушки только по территории института. Только раз в год, летом, их выводили на прогулку в Таврический сад, предварительно выгнав оттуда всех посетителей.
Всё изменилось, когда в 1859 году вторым лицом в институте стал Константин Ушинский. Он вернул в программу естественные и точные науки, набрал молодых либеральных преподавателей, модернизировал учебные планы и методики, объединил в классах дворянок и мещанок, разрешил воспитанницам проводить каникулы и праздники у родителей. Нововведения продержались всего три года — потом начальнице института удалось добиться отстранения Ушинского от дел, и всё вернулось на круги своя.
В итоге чаще всего девушки выходили в жизнь совершенно неподготовленными. Нужно было делать бытовые дела — платить слугам, ходить в магазин, ориентироваться в городе. А навыков таких не было. «Оставалось только сделать инфантильность своей изюминкой: невинно хлопать глазами и говорить трогательным детским голоском. Любители спасти «невинное дитя» находились», — Елизавета Водовозова. «Дневники смолянки. Воспоминания об институтских нравах».
Так продолжалось вплоть до закрытия заведения, которое в октябре 1917 года переехало в Новочеркасск, а в 1919-м выпустило последнюю партию институток.
Источники и фото: spbcult.ru, @vse_o_predkah