Тренируем память

Хотя принято считать, что нарушение памяти — проблема пожилых (и действительно, от 39 до 82 % людей старше 50 лет жалуются на незначительное ухудшение памяти), забывчивости подвержены люди всех возрастов. Чтобы память не подводила, её нужно тренировать. Рассказываем, какие есть способы и упражнения для развития памяти.
Выделяют два вида памяти — кратковременную и долговременную. Оба они тесно связаны: чем дольше информация удерживается в голове, тем выше вероятность её хранения в долговременной памяти. Кратковременная память — способность временно удерживать небольшое количество информации в активном состоянии. Она ограничена и по объёму, и по продолжительности. Любая новая информация, которая попадает в кратковременную память, быстро вытеснит старую, если мы её не обрабатываем или как-то применяем. Кратковременная память работает постоянно: когда человек читает, смотрит, слушает, отвечает на вопросы.
Согласно нейропсихологическим исследованиям, возрастные изменения когнитивных функций происходят в возрасте от 40 до 65 лет. При этом заботиться о памяти, несомненно, стоит и в 20, и в 30, и в 40 лет. Однако после 50 этот вопрос встаёт особенно остро.
Японские учёные утверждают, что есть несколько приёмов, позволяющих натренировать кратковременную память.
Пожуйте жвачку
Если вам нужно запомнить какую-то информацию, пожуйте жвачку. Когда мы жуём, у нас активно работает артикуляционный аппарат, что обеспечивает мягкую стимуляцию гиппокампа — участка мозга, отвечающего за все виды памяти. Лучше жевать что-то жёсткое и хрустящее. Неслучайно дети, которые увлечены книгой, сжёвывают кончики ручек и карандашей — это помогает им крепко-накрепко запомнить новую информацию.
Подвигайте глазами
Известно, что затылочный отдел отвечает за зрительную память. Простимулировать её можно с помощью глазодвигательных упражнений. Возьмите ручку, поместите её на уровень глаз и перемещайте влево-вправо. Глаза должны следить за объектом (голову поворачивать не нужно).
Напрягите руку
Все слышали термин «память тела». Это то, что помогает нам не разучиться делать то, что мы давно не делали, — ездить на велосипеде, танцевать, плавать. Даже если человеку в первый момент кажется, что он забыл, как это делается, ноги, руки, тело быстро вспоминают, как нужно двигаться. Этим эффектом можно воспользоваться и для того, чтобы натренировать память. Если вам нужно запомнить какую-нибудь совершенно невоспроизводимую информацию, крепко сожмите руку в кулак. Через тонус мышц сигнал через нейронные связи попадёт в головной мозг. Когда нужно будет вспомнить информацию, сожмите в кулак противоположную руку. Информация начнёт трансформироваться обратно. Этим отчасти объясняется тот факт, что записанное от руки запоминается лучше, чем просто услышанное, и участники совещаний часто чертят в блокнотах каракули в попытке лучше запомнить новую информацию.
Даже в тех случаях, когда никаких проблем с запоминанием у вас нет, упражнения для развития памяти и внимания могут быть актуальны: они позволяют человеку, независимо от его возраста, сохранять в норме когнитивные способности или даже совершенствовать их. Известно множество различных техник тренировки памяти.
Методика таблиц Шульте
Человеку предлагается состоящая из пяти строк и пяти столбцов таблица, в каждой ячейке которой в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Суть тренировки заключается в том, что нужно без пауз и ошибок отыскивать, показывать и называть числа в порядке их возрастания. Сложности прибавляет необходимость прохождения теста на время. Есть даже определённые стандарты: считается, что взрослый должен выполнять одно такое задание за 30–50 секунд. Чтобы держать мозг в тонусе, достаточно отводить на занятия с таблицами Шульте 15–30 минут четыре раза в неделю.
10 предметов
На столе расставлены 10 предметов. В течение минуты нужно запомнить их форму, цвета и положение. После предметы закрываются. Задача: вспомнить характеристики объектов и подробно описать.
Абзац
Откройте любую книгу на случайной странице и прочитайте любой абзац. После этого перескажите его как можно ближе к тексту.
Мнемотехника
Мнемотехника — это совокупность техник для запоминания по принципу замены абстрактных понятий образами и ассоциациями. Главное в образовании ассоциаций — это яркость образа, необычность. При изучении новых слов важно, чтобы установилась связь между словесным обозначением и зрительным образом. Такой способ можно использовать при изучении иностранных языков. Изучение нового языка развивает способности структурировать, анализировать и запоминать информацию.
Несколько распространённых примеров: аббревиатуры, акростихи, метод локусов.
Метод Цицерона, Римская комната или метод локусов
Мнемонический приём, основанный на построении дворца памяти, — одно из самых интересных упражнений. Оно позволяет удерживать в памяти список дел, идей, вопросов. Суть заключается в визуализации — создании пространства с помощью воображения, в котором можно хранить огромное количество информации. Чётко представьте место — здание, комнату. Расположите объекты внутри этой области и продумайте ассоциации, связанные с ними. Чем необычнее, тем лучше. Определите последовательность, с которой будете перемещаться между выделенными объектами. Мысленно вернитесь в локацию и пройдите маршрут, вспоминая расположенные в ней объекты.
Группировка
Для того, чтобы вместить в кратковременную память больше информации, необходимо разбить её на легко усваиваемые группы. Один из самых известных примеров — разбивка телефонного номера на части с помощью дефиса. Группы цифр легче запомнить, чем ряд чисел.
Также можно использовать следующие приёмы для развития памяти:
- заучивание стихов;
- чтение вслух;
- смена рабочей руки;
- повторение материала;
- игра в слова;
- поиск отличий на картинках.
Иногда люди ошибочно считают, что у них проблемы с кратковременной памятью, но оказывается, что проблема лишь в плохой концентрации. Если не можете вспомнить, например, имя человека, значит вы не обращали на него достаточного внимания. Сконцентрируйтесь на информации некоторое время, и вы запомните её.
Кратковременная память играет важную роль в нашей жизни. Мозг прилагает массу усилий, чтобы отсеивать среди лишней информации важную. Кратковременная память решает, что лучше запомнить, а что забыть. Возможности памяти не ограничены, главное — тренировать и поддерживать её на необходимом уровне.
По материалам сайтов neuroanatomia.ru, aif.ruФото: pexels.com, картинки из свободного доступа