Зачем взрослые учатся?
По данным «Российской газеты», в 2021 году около 31 % россиян имеют высшее образование и почти столько же — среднее специальное. Несмотря на один из самых высоких уровней образованности в мире, наши соотечественники продолжают обучаться и после 30, 40, 50 лет.

По статистике, более трети россиян ждут пенсию, чтобы начать заниматься творчеством. Каждый второй мечтал о творческой профессии с детства. При этом каждый десятый хотел стать актёром, каждый 17-й — музыкантом, каждый 20-й — певцом, писателем, поэтом или художником.
Одна профессия на всю жизнь больше не актуальна. На смену приходит lifelong learning — обучение на протяжении всей жизни. Мотивация — это движущая сила образовательного процесса у взрослых.
Смена профессии
Опрос WorldSkills Russia показал, что 18 % людей выбрали первую профессию под влиянием родителей и других обстоятельств, лишь каждый седьмой россиянин опирался на свои способности и мечты. Во взрослом возрасте мы куда лучше понимаем, чем хотели бы заниматься. Иногда профессию меняют из практических соображений — на более востребованную и высокооплачиваемую.
Актуализация знаний
В любой сфере деятельности появляются новые наработки и методики: актуальные 10 лет назад данные могут устареть. Чтобы идти в ногу со временем, приходится регулярно обучаться, дополняя и актуализируя свои знания.
Получение новых навыков
Повысить доход и перейти на более интересную должность часто помогает освоение смежных навыков. Бизнесмен может столкнуться с необходимостью освоить бухгалтерию, SMM, технологию продвижения сайтов, интернет-маркетинг.
Саморазвитие
Уроки иностранных языков, курсы психологии или фотографии — отличный способ развиваться в своём увлечении. Возможно, в будущем эти знания тоже удастся монетизировать. А ещё учёные доказали, что наличие хобби на 32 % снижает риск развития депрессии.
Забудьте, как вы учились в школе, советуют психологи, — взрослые учатся иначе. В обучении взрослых около 70 % учебного времени отводится практике. Вместо игровых элементов используются примеры и понятия, близкие и знакомые взрослым людям. Несмотря на то, что школьники и студенты лучше запоминают и быстрее схватывают материал, на стороне взрослых — опыт, аналитическое мышление и мотивация. Они более дисциплинированы, отличаются развитым аналитическим умом и абстрактным мышлением, при этом память с возрастом становится немного хуже.
Для эффективной учёбы нужно подключить планирование, сформировать привычку заниматься, уделять много внимания практике, активно взаимодействовать с преподавателем.
Используйте метод ментальных карт. Скучное конспектирование лекций заменяется методом ментальных карт Бьюзена — в центре листа бумаги располагают центральный элемент или ядро лекции, вокруг размещают тезисы, выводы или подпункты. Важно использовать короткие ключевые слова, яркие ассоциации. Использование майнд-карты активирует креативное мышление и внимание к деталям.
Дозируйте нагрузку. Не стоит оставлять освоение половины материала на последний день перед тестированием.
Метод 1-3-5. Планируйте каждый день, выделяя 1 ключевую цель, 3 менее важных и 5 второстепенных.
Метод Эйзенхауэра. Разделите дневные или недельные дела на 4 категории: «важные и срочные», «важные, но не срочные», «срочные, но не слишком важные», «не слишком важные и не срочные».
Метод помидора. Распределите время на отрезки учёбы и отдыха: например, 40 минут учёбы, после 10 минут отдыха. После нескольких циклов важно устроить большой перерыв.
Пересказывайте. В этом случае память работает очень активно, знания откладываются надолго. Если материал сложный, попрактикуйтесь объяснять его как можно более простыми понятиями — это позволит лучше разобраться в предмете и не заучить, а понять принцип его работы.
Практикуйтесь. Практика даёт реальный опыт работы и позволяет выявить нехватку знаний. Теория ценится только в том случае, если она подкреплена реальными умениями.
Сделайте учёбу привычкой:
- не делайте большие перерывы в изучении курса;
- учитесь регулярно, ежедневно примерно в одно и то же время дня;
- ставьте цели на день, неделю, месяц;
- поощряйте себя за выполненные задачи.
Общайтесь с преподавателем. Не стесняйтесь задавать вопросы, активно участвовать в обсуждениях, консультироваться с наставником в процессе выполнения практической работы.
О том, как ямальские пенсионеры пробуют свои силы в блогерстве, читайте здесь.
По материалам сайта popmech.ru
Фото: pexels.com