С войны и до золотой свадьбы
Губкинский появился на карте России спустя 40 лет после окончания Великой Отечественной войны. Отсюда не уходили на фронт эшелоны, губкинцы не провожали своих близких на войну, но в нашем городе жили и живут те, кто тогда отстоял страну и победил фашизм. В год юбилея Победы на страницах газеты мы расскажем о губкинских ветеранах, оставивших след в истории города.
Чета ветеранов, участников войны, Элиашвили приехала на Крайний Север в начале 90-х: когда в Грузии, где они прожили много лет, началась война, дети забрали их в Губкинский.
С первых же дней Вахтанг Иосифович и Надежда Аркадьевна активно включились в жизнь города: ветеранов приглашали на встречи со школьниками и студентами, на различные городские мероприятия; когда в Губкинском появилось общественное объединение ветеранов, вступили в него.
Оба супруга прошли Великую Отечественную, оба на фронт ушли добровольцами.
Вахтанг Иосифович воевал в специальном снайперском взводе, который кочевал по фронтам. Когда фашистов вытеснили за границы Советского Союза, взвод расформировали и В. Элиашвили в составе третьего батальона внутренних войск отправили в Москву на охрану Госбанка СССР – на службу, с которой начиналась его военная биография. Сидеть в тылу, зная, что где-то продолжается война, у горячего парня сил не было. Просьбы отправить на фронт игнорировались начальством, и тогда он решил уйти в самоволку, надеясь, что за такое серьезное нарушение дисциплины уж точно отправят на фронт, пусть и в составе штрафбата. Итог – 20 суток гауптвахты и возвращение в свое подразделение. Потом была служба в погранвойсках, контролировавших прифронтовую территорию, далее – Сахалин. Война Вахтанга Элиашвили закончилась в 1947 году.
Надя Гейнц мечтала связать свою жизнь с искусством. Окончить воронежское хореографическое училище помешала война. Сначала работала в военном госпитале, а в 1944 году отправилась на фронт. Служила зенитчицей, телефонисткой, помкомвзвода, заведовала складом артснабжения. Бойкая девушка-спортсменка умудрилась в действующей армии собрать волейбольную команду. Боевой характер проявила и тогда, когда нужно было под шквальным огнем 72 самолетов противника доставить снаряды на передовую. Мужчины отказались – остаться в живых при таком обстреле шансов практически не было, а она, молоденькая девчонка, взялась сопровождать бесценный для воевавших на передовой груз. Снаряды доставила, и уже на обратном пути, когда ливень вражеского огня не давал больше возможности ехать дальше, покинула с водителем грузовик. Едва успели укрыться в придорожных кустах, как прямым попаданием машину разнесло на куски…
Познакомились воронежская девчонка и грузинский парень весной 1944 года. Встреча была мимолетной, на каком-то полустанке, где их эшелоны ждали отправки на запад: он взял ее воронежский адрес, она, смеясь, бросила, что три года после победы не выйдет замуж. На том и разошлись. Ни писем, ни встреч.
Вахтанг, возвратившись после войны в Тбилиси, устроился на работу и... поехал в Воронеж. Домой он вернулся с женой.
Прожили они душа в душу 56 лет, вырастили двоих детей, воспитывали внуков и правнуков. Супруги Элиашвили стали первыми, кто отметил в Губкинском золотую свадьбу.
В 2004 году ушла из жизни Надежда Аркадьевна, в 2017-м не стало Вахтанга Иосифовича, но память о них жива.