Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков и губернатор Ямала Дмитрий Артюхов обсудили реализацию инвестиционных и научных проектов на Полярном Урале

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков и губернатор Ямала Дмитрий Артюхов обсудили реализацию инвестиционных и научных проектов на Полярном Урале

В Москве состоялась рабочая встреча министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова и губернатора Ямала Дмитрия Артюхова. В ходе встречи обсуждалось развитие инфраструктуры на Полярном Урале, необходимой для создания международной научной станции «Снежинка» и туристического кластера, а также проект модернизации порта Лабытнанги - важного логистического узла для освоения перспективных центров добычи на севере региона.

Дмитрий Артюхов сообщил министру о начале проектирования международного научного полигона «Снежинка». Для его размещения выбрана площадка в Нефритовой долине Полярного Урала. Проект реализуется совместно с МФТИ. «Снежинка» станет первой исследовательской станцией, работающей полностью автономно на водородной энергии. Учёные со всего мира смогут изучать здесь вопросы изменения климата, состояния вечной мерзлоты, альтернативных энергоресурсов, а также проводить социокультурные исследования. Ямал планирует запустить на базе станции первый в российской Арктике карбоновый полигон. Его создание поможет определить ключевые категории выбросов парниковых газов на территории и разработать стратегии их сокращения.




Территория Полярного Урала в ближайшие годы будет активно развиваться. Помимо научной станции там создаётся туристический кластер, который включён в Стратегию развития Арктической зоны России. Проект включает в себя создание горнолыжного комплекса, сети отелей разного класса, объектов общепита, досуга и развлечений, а также необходимой транспортной инфраструктуры. В состав кластера также войдут природный комплекс Харбейский, этностойбище «Земля Надежды», уникальные природные объекты, такие как озера Большое Щучье и Хадатаёганлор. Реализация проекта даст более 20 миллиардов рублей налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, позволит создать более 1 700 рабочих мест на этапе строительства и столько же на этапе эксплуатации.

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что для строительства инфраструктурных объектов на Ямале может быть применен механизм Арктической концессии, целью которого является ускоренное создание инженерной и социальной инфраструктуры. В начале сентября Правительство наделило Минвостокразвития полномочиями по заключению концессионных соглашений. Новая модель государственно-частного партнерства предполагает компенсацию инвесторам до 100% от сметной стоимости объекта инфраструктуры на протяжении 10-20 лет и является, по своей сути, инфраструктурной ипотекой. Проекты могут быть поддержаны как напрямую из федерального бюджета - в этом случае концедентом выступит Минвостокразвития России, так и через субсидирование арктических регионов. До 2024 года с помощью нового механизма планируется привлечь в создание инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Арктике до 500 миллиардов рублей частных инвестиций.

«К созданию объектов туристического кластера мы будем привлекать инвесторов. Механизм государственно-частного партнёрства успешно используется в нашем регионе. Вы знаете, что по концессии построен Пуровский мост, сейчас ведётся модернизация аэропорта в Новом Уренгое. Также мы рассчитываем привлечь финансирование через инструменты, которые предлагает Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Они очень удобны для регионов и на Ямале уже есть успешный опыт их использования», - отметил Дмитрий Артюхов.

Обсуждался проект создания промышленного парка «Обской причал» на территории порта Лабытнанги. Проект подразумевает модернизацию действующей портовой инфраструктуры и создание новых производственных мощностей. Дмитрий Артюхов подчеркнул, что в условиях смещения добычи на север региона важнейшее значение приобретает создание надежной логистической схемы для новых месторождений. Порт Лабытнанги как раз является точкой, где сходятся водные, железнодорожные и автомобильные пути.

Проект предполагает прокладку газопровода и модернизацию существующей коммунальной инфраструктуры порта, реконструкцию причальной стенки, реновацию кранов, строительство производственных и складских корпусов. Благодаря этому значительно увеличится объем перевалки грузов, будет создан центр оказания логистических и сервисных услуг для предприятий ТЭК и организовано производство строительных материалов в непосредственной близости от транспортной инфраструктуры. В результате реализации проекта «Обской причал» до конца 2030 ожидается создание не менее 800 рабочих мест и рост налоговых платежей.